Бюст императора Тиберия. I в. н. э. Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген.

Настенная роспись «Сад и птицы». Вилла в Прима Порта. Конец I в. до н. э. Национальный музей, Рим.

*В Риме в течение не­скольких веков существовал обычай кремации — сжига­ния усопших. При Августе был выстроен один из самых больших колумбариев — хранилищ урн (сосудов с прахом сожжённых покой­ников). Название дано по форме ячеек для помещения урн (от лат. columbarium — первоначально «голубятня»). Урны или портретные бюс­ты размещались по всем сте­нам — сверху донизу.

тый древнеримский писатель-са­тирик Лукиан в своих диалогах. Излюбленной темой становится изображение сада, огороженного золочёными решётками, плодонося­щего, напоённого запахом трав и пением птиц. Таков «Сад Бюст императора Тиберия. I в. н. э. Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген. с птицами» на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта и ещё более замеча­тельный «Сад» в Доме Фруктовых Де­ревьев в Помпеях. Домашние «пара­дизы» (сады) устраивали в то время во дворцах, на виллах и в домусах. Как показывают раскопки в Помпеях и Геркулануме, в некоторых садах были бассейны, редкие цветы и кус­тарники, увитые растениями бесед­ки — пе'рголы.

Самой популярной и самой зага­дочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Муж­ские и женские, трагические и коми­ческие, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Маска скрывала истинную суть происходящего. Она была зна Бюст императора Тиберия. I в. н. э. Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген.­ком перехода от бессмертного к смертному, от небесного к земному, от мифического к обыденному. Под масками спрятано глубокое отличие мира древнего, ритуального от обы­денного, человеческого, освобож­дённого от высоких помыслов. Эти миры ещё не стали полярными, по их равновесие нарушилось: маска означала переход от одного состо­яния к другому.

Правление императора Нерона, одного из самых безумных и жесто­ких правителей в римской исто­рии, стало периодом расцвета порт­ретного искусства. Эволюцию его образа от одарённого ребёнка до презираемого монстра можно про­следить в целой серии портретов. Теперь они дают не только традици­онный тип могучего и отважного императора Бюст императора Тиберия. I в. н. э. Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген.. Поздние портреты представляют Нерона сложной, про­тиворечивой натурой. Личность его, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков. Отличитель­ными чертами внешности импера­тора на портретах являются не­брежные бакенбарды и хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдви­нуты, в углах губ — мстительно-сар­кастическая усмешка.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показы­вающий неодушевлённые предметы. Возникший в поздней классике IV в. до н. э. и блистательно развивавший­ся в эпоху эллинизма, жанр натюр­морта приобрёл теперь новый смысл. В нём тоже появились «высо­кое» и «низкое» направления Бюст императора Тиберия. I в. н. э. Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген.. Римля­не не останавливались перед изо­бражением мясных лавок, в которых висят туши убитых животных. Одна­ко они писали и символические произведения, в которых заключён глубокий тайный смысл. В Гробни­це Вестория Приска в Помпеях бли­стательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставлен­ные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группирует­ся вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды,


documentajviieb.html
documentajvipoj.html
documentajviwyr.html
documentajvjeiz.html
documentajvjlth.html
Документ Бюст императора Тиберия. I в. н. э. Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген.